Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.
Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие первых трех ступеней в формировании фонематического восприятия.
6. развитию навыков звукового анализа.
5. Дифференциация фонем
4. Дифференциация слогов
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
1. Узнавание неречевых звуков
На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:
Под фонематическим слухом основным компонентом восприятия речи понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать кодом языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что слухов у человека, по крайней мере, три. Один физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха, бочонки, крупы.
Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.
Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия, в ходе игр, игровых упражнений в условиях семьи.
Семинар-практикум для родителей «Игры на формирования фонематического слуха у детей 4 5 лет» (средняя группа)
Семинар-практикум для родителей «Игры на формирования фонематического слуха у детей 4 5 лет» (средняя группа) - Для воспитателей детских садов - Мааам.ру
Комментариев нет:
Отправить комментарий